Рюкзак - один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке - везде нужна емкость для переноски вещей.
История
Когда появился первый рюкзак - точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Р.Х. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет.
С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками - прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.
В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.
В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи". Затем появился знаменитый "абалаковский" рюкзак, названный так по фамилии своего создателя, известного советского альпиниста, первовосходителя на пик Коммунизма (тогда - пик Сталина). Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения - в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант "абалаковского" рюкзака, и именно его еще недавно можно было купить в спортивных магазинах.
Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. "Яровские" рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку - это называлось "отправить медведя в ссылку". Как видите, дизайну всегда уделяли большое внимание.
Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак "Ермак". Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев, "Ермак" повинен не в одном сломанном шейном позвонке - такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.
Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросам отечественных путешественников, поэтому в 70-80х годах пышно расцвели самодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкций разбегались глаза. К концу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узких питерских кругах почему-то называвшийся "американкой". Основные принципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткого толстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту в среднем около 80 см при ширине 35-40 см., обязательное наличие широкого поясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема - боковые стяжки или шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок, которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокий рюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки из технического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельно выпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца для ключей. В общем, скучно не было.
В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегодня наблюдать в магазинах. Широким потоком хлынули зарубежные модели, так что выбор теперь огромный. Дело за малым - грамотно выбрать.
Типы рюкзаков
Мягкий рюкзак
Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции - минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости такой рюкзак надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака. В последнем случае теряется в среднем 11 литров полезного объема.
Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям. На Аляске проводятся ежегодные соревнования рэйнджеров, один из этапов - переноска максимального груза на определенное расстояние. Рюкзак при этом самый простой, такой же, как был у героев Джека Лондона. Так вот, участники соревнований переносят по горной тропе почти 100 кг!
Каркасные рюкзаки
На сегодняшний день это наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма. Большинство современных моделей имеют каркас из алюминиевых "лат", придающий спине рюкзака вертикальную жесткость. Реже встречается вариант с пластиковой вставкой "анатомической" формы во всю спину рюкзака. Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущая конструкция интегрирована в мешок, полностью или частично. В рюкзаках большого объема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеют каркас, нарочито отделенный от основного объема - для вентиляции спины.
Обычная система каркаса представляет собой две упругие пластины, расположенные параллельно или немного расходящиеся вверх наподобие буквы V. Удобно, если предусмотрена возможность вынуть латы и использовать рюкзак как "мягкий" - это может понадобиться в водном путешествии при упаковке вещей.
Станковый рюкзак
Доведенный до логического конца каркас становится "станком". Под этим термином подразумевают внешнюю раму, на которой закреплена подвесная система (лямки и пояс), и к которой прикреплен либо один мешок, либо предусмотрена возможность крепления самых разнообразных грузов. Можно сказать, что станковый рюкзак - это рама с лямками, а все остальное можно навесить на эту основу по своему вкусу.
На Западе этот тип рюкзаков иногда называют "Bergen type" (см. например: "Encyclopedia of Mountaineering", Walt Unsworth ), но не в честь норвежского города Берген, а по названию норвежской фирмы Bergans из Осло. В 30-х годах эта компания получила крупный военный заказ на обмундирование финской армии, и среди прочих предметов произвела на свет большое количество небольших станковых ранцев. Они оказались настолько удобны и практичны, что в разных модификациях распространились по всему миру.
В последние годы станковые рюкзаки возвращают себе утерянную было популярность. Основная сфера их применения - пешие походы. Особенно ценны станки в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз, например при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Шерпы в Гималаях умудряются носить на станках огромные пластиковые бочки с альпинистским скарбом. Спелеологи навьючивают на каркас специальные транспортные мешки и бухты веревок, впоследствии станок оставляют на поверхности в лагере, а с транспортными мешками уходят в пещеру.
В Татрах есть даже такая профессия - горный носильщик, то есть человек, который заносит груз в горные хижины. Поскольку работа носильщиков сродни спорту, проводятся соревнования, в которых участвуют как профессионалы, так и любители, впрягшиеся в станок носильщика исключительно из спортивного интереса. Соревнуются в скорости выноса эталонного груза на определенную высоту по конкретному маршруту. Время от времени предпринимаются попытки выноса рекордного груза на какую-нибудь из хижин. Самый пожилой и опытный из носильщиков, Лацо Куланга (1949 г.р.), используя специальный деревянный станковый рюкзак, в 1993 году поднял на высоту 1500 метров 207 кг груза! Общий вес грузов, доставленных Лацо Кулангой в горные хижины к 1999 г. составлял 1 003 600 кг. И все это - благодаря удобному станковому рюкзаку (не считая здоровья, конечно). Существуют модели станков с возможностью прикрепить внизу колесики - получается тележка, которую можно катить по ровной дороге. Еще одна разновидность станков - рюкзаки-стульчики, их особенно жалуют спортсмены-ориентировщики. Перед и после соревнований на таком стульчике можно отдохнуть, переодеться. И в переполненной воскресной электричке не надо искать место - "все свое ношу с собой".
Материалы
Ткань
От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже).
Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura и Oxford, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране - авизент. Oxford мягче и легче, чем Cordura, но менее прочен. Появляются и новые материалы - например, TitanTex, в который вплетены сверхпрочные волокна. Для увеличения прочности некоторые производители армируют ткани кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont. Часто приходится сталкиваться с китайскими подделками, которые дешевле, но и менее прочны.
Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов.
Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.
Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани - из Тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов.
Еще один важный момент - так называемый "горячий крой". Это означает, что края всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должны быть обязательно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обтачаны или обработаны оверлоком.
Нитки
Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавливают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед. При самодельном изготовлении капроновые нитки еще и оплавляли зажигалкой - образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, который не дает нитке проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.
Стропы
Еще один важный элемент любого рюкзака - стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема. Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина - 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта - свое предназначение.
Самые узкие стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек - на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина - 25 мм. Большинство строп на рюкзаке - именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее.
Концы строп либо срезают наискось, что облегчает вдевание в пряжку, либо зашивают в 2-3 слоя, что препятствует самопроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противном случае могут потеряться). Еще один вариант - конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно просунуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.
Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность - важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности. Слишком "рыхлая" стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым неподобающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее тяжело затянуть.
Стропы несут в себе и функцию дизайна. Крупные фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, затейливым орнаментом или просто хорошо сочетающимся с остальными элементами цветом.
Фурнитура
Фурнитура - это пряжки, молнии и все прочие крючочки-застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры - плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.
Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов.
Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке - "трехщелевая" пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответствовать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке, и при этом легко затягивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки. Поскольку на такой фурнитуре крепятся лямки, требуется повышенная прочность. Хорошая пластиковая "трехщелевая" пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая - чуть больше. Из производителей фурнитуры наиболее известны западные Nexus, National Molding и отечественные "Снаряжение" и "Апри".
На поясном ремне необходима пряжка-самосброс. Во времена самодельного снаряжения на поясники ставили автомобильные ремни безопасности или ремни от самолетных кресел. Не секрет, что в результате массового увлечения туризмом в половине самолетов в СССР выполнить указание пилота "пристегните ремни" не представлялось возможным. Более законопослушные граждане были вынуждены самостоятельно выпиливать пряжку из металла (который тоже где-нибудь воровали).
Самосброс на пояснике - требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака. Существует два современных варианта поясной пряжки - фастекс и собственно "самосброс". Фастекс (есть еще термин "трезубец") удобнее застегивать, "самосброс" - расстегивать. Фастекс конструктивно сложнее, и поэтому менее надежен. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.
Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе "убитую" пряжку трудно заменить, придется распарывать швы. Все сказанное справедливо и для пряжек клапана, за тем исключением, что на них труднее наступить ногой.
Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, навесных карманов, коврика и вообще чего угодно, на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезями. Это наименее подверженный поломкам элемент фурнитуры - просто нечему ломаться.
Для затягивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются зажимы-"танки". Почему "танки" - честно говоря, не знаю. В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой все равно "едут", не могут намертво зафиксировать шнурок.
Полезные мелочи - "колокольчики" на конце шнурков, позволяющие ухватиться в рукавице. Стоит обратить внимание и на то, как сделаны в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверсы или накладки из кожи. Кожа легче, проще в ремонте и замене, но менее долговечна. Люверсы имеют неприятное свойство частично отрываться от ткани.
Помимо этой основной фурнитуры, существует еще великое множество всякого эксклюзива. Некоторые фирмы специально заказывают необычные пряжки, чтобы их продукция отличалась от конкурентов. По большому счету, это все от лукавого, но попадаются и очень удачные решения. С нестандартной фурнитурой могут возникать проблемы при необходимости замены вышедшей из строя пряжки: очень часто ломается "трезубец" фастекса, и если он нестандартный, то вы никогда не найдете аналог, и придется менять весь узел целиком, распарывать швы, перешивать ремни...
Отнесем к фурнитуре и застежки-молнии. Их делят на два типа: "витые" и "трактор". Трактор - это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образуют непрерывную витую леску. Такие молнии дешевле. Вопpеки pасхожемy мнению, они слyжат достаточно долго. "Тpактоp" тоже не гаpантия - иногда y него начинают выпадать зyбья.
Из производителей традиционно ценится YKK. Многие фирмы сейчас заказывают на специализированных фабриках замки для молний с собственной символикой, так что определить, кто же настоящий производитель, не всегда возможно.
Конструкция
Форма
Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, - будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность "роста" вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.
Объем рюкзаков измеряют в литрах. Однако, все не так просто! Измеряют эти литры по-разному. Самый простой способ - перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ, которым пользуются западные фирмы - кроме шуток! - в тестовый образец насыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло "под завязку" - такой и объем. Еще момент - учитывается объем карманов и клапана, или нет. Фирмы поступают на свое усмотрение. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.
Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой - содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, таким образом немного повышается центр тяжести. Но иногда можно увидеть обратную картину - расширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр тяжести опасен, - например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее.
Есть еще один вариант - когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равно максимально совмещен с центром тяжести человека. Однако, укладывать такой рюкзак сложнее, и в эти острые углы положить удается только какие-то мягкие вещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределение массы.
В сечении рюкзаки бывают круглые (на самом деле - овальные), и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство каркасных рюкзаков имеет прямой край со стороны спины.
Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечье нижнюю часть называют "подвалом". Для доступа в "подвал" вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка ("диафрагма") застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. "Подвал" теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставлен по кругу коврик - открыв молнию, вы не сможете проникнуть внутрь. У разделения на емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство "подвала" полностью нивелируется снижением прочности, - любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака.
В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани - это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать объем.
В специфических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки для байдарок и прочих средств сплава; примерно также устроены рюкзаки для переноски парапланов и кайтов.
Подвесная система
Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу - то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность регулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего "среднего" покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру.
Самодельные рюкзаки, сшитые "под себя", часто не имели регулировок подвесной системы - автор и так знал (методом проб и ошибок) на какой высоте должны быть пришиты лямки и какая у него ширина плеч. Такой подход позволял добиться экономии веса и увеличения прочности - поскольку конструкция проще.
Однако, вернемся к регулируемым системам. Чаще всего регулируется только один параметр - высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось "ремни противооткидывания верха рюкзака"). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поясника относительно дна рюкзака.
Многие фирмы дают своим подвесным системам непонятные аббревиатурные имена, типа "ABS-system" или просто вворачивают какие-то красивые словеса а-ля "Ergo Back System". На самом деле все подвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. Согласитесь, что если какая-нибудь "system" будет впиваться вам между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того, чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всевозможные подушки-накладки в области поясницы.
К подвесной системе отнесу также грузовую петлю рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда - и с обратной стороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо (читай - правильно) пришитой. Например, во время одного из сложных альпинистских восхождений на моих глазах такая грузовая петля неожиданно оторвалась, когда рюкзак висел на карабине на точке страховки. Итог - полет рюкзака со многими полезными вещами с высоты 300 метров. Хорошо еще, что это случилось на спуске... Много "добрых" слов было сказано в адрес производителя того рюкзака. Вполне понятно, что такая ситуация просто недопустима!
В самодельных моделях, специально спроектированных для лыжных походов, пришивают еще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и к ней цепляют санки-волокуши. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санки будут тянуть его назад, нарушая центр тяжести системы "человек-рюкзак". При правильном расположении на пояснике вся нагрузка приходится на бедра человека, и тянуть санки гораздо легче; кроме того, можно снять поясник с рюкзака и использовать полностью независимо, просто как упряжь для волокуши, а рюкзак полностью убрать в санки. Так поступают на простых участках, например при подъеме по ровным наледям сибирских рек.
Лямки
Лямки должны отвечать основному требованию - быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака.
Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходится бегать или совершать резкие движения.
Форма лямок - серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч.
Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич из разных материалов.
Очень ответственный узел конструкции лямок - точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, на поясной ремень... Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани.
Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.
Как уже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.
Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжелых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею.
Поясник
Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах (а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету).
Поясники бывают пришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок.
Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака - это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице - пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.
Швы
Важно, какими швами и как сшит рюкзак. Существует много типов швов, они отличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам, производители стремятся к компромиссу между прочностью и сложностью технологии (читай - к уменьшению себестоимости).
Наиболее "правильный" шов для основной емкости рюкзака - бельевой или "запошивочный", он должен pаботать на сдвиг, а не на отpыв (стачной шов). Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, pyчки) должны пpишиваться на yсиления (стpопy, дополнительный слой ткани), и ни в коем случае не просто в шов!
Тpадиционно слабые места - веpхняя и нижняя точка кpепления лямок, пришив боковых стяжек. Часто отрываются пришитые "не на месте" карманы. В каркасных рюкзаках металлические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу.
Клапан
Клапан сверху рюкзака - непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40 литров (кроме специфических рюкзаков типа упаковок для байдарок). Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.
По своей конструкции клапаны бывают пришитые и "плавающие". Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана).
Объем клапана может колебаться в довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи, - например, фотоаппарат.
К основной емкости рюкзака плавающий клапан крепится на пряжках, которых может быть 2-3 со стороны спины и 1-2 с обратной стороны (в зависимости от ширины рюкзака). Со стороны спины ставят обычно "трехщелевые" пряжки, а с лицевой стороны - фастексы или самосбросы. На старых самодельных рюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, застегивая металлические крючки за специально пришитые кольца.
На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны.
Стяжки
Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. Сразу оговорюсь, что чаще все-таки стоит обратная проблема - сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сложенный рюкзак в монолитный "кирпич", который гораздо легче носить.
В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ременный "каркас" вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна приходиться именно на ремни. Так было сшито большинство хороших самодельных рюкзаков. Сейчас производители экономят на стропах, и часто вшивают их прямо в боковой шов. Такая конструкция получается ненадежной, поскольку нагрузка приложена к одной точке и "работает" на отрывание. Более удачный вариант - если стропа пришита через дополнительный треугольник плотной ткани, распределяющий нагрузку на большую площадь.
Другой, несколько устаревший, тип боковых стяжек - это шнуровка. На мой взгляд, шнуровка менее удобна. Единственный ее плюс - это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно при использовании пластиковых пряжек.
Помимо боковых и вертикальных стяжек на продвинутых рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затянуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительная стропа позволяет спрессовать объем под клапаном.
Карманы
Карманы удобны для хранения мелких предметов. В самодельных рюкзаках разнообразие форм карманов и мест их расположения не поддавалось описанию: были карманы, специально сшитые под витиеватую форму любимой миски, карманы для карт (игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов...
В промышленных моделях расположение карманов более стандартизовано. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (в грязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном.
К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент - сквозное отверстие, декорированное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу.
Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS).
Навеска
Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка - хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри - веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи.
Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой с "липучкой" или пряжкой.
Дополнительные емкости - крайний вариант карманов. Их навешивают сзади или по бокам.
Встречаются разные полукольца и карабинчики для крепления предметов на лямке - от рукавиц до ножа и фляжки.
Области применения
Экспедиционные
Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях. Если вы собираетесь совершать пешие или лыжные многодневные походы в горах, носить большой груз - вам понадобится такой рюкзак.
К экспедиционным относятся почти все станковые рюкзаки. Мягкие рюкзаки реже делают большого объема, почти все рюкзаки этого типа - каркасные. Масса среднего каркасного экспедиционного рюкзака - около 2 кг.
Штурмовые
Объем штурмового рюкзака - от 30 до 80 литров. Не обязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин - под эту категорию попадают и рюкзаки для двух-трех дневных выездов за город. Современный штурмовой рюкзак - это как бы уменьшенная копия экспедиционного. Он легче экспедиционного, обычно менее 1,5 кг.
Городские
Спортивный стиль в моде. Поэтому столь популярны городские рюкзаки для повседневного использования. Кроме того, это просто удобно. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Что касается конструкции и внешнего вида, то тут есть где разгуляться дизайнерам! Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Забавно, но габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами ... стандартного машинописного листа формата А4. Предполагается, что документы в папке должны влезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всего влезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма для вечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничего от такого рюкзака и не требуется.
Для улучшения внешнего вида на городские рюкзаки порой навешивают всевозможную фурнитуру, в "больших" рюкзаках применяемую для крепления ледового молотка, альпинистской каски, веревки, кошек... Это не более чем украшательство. А вот многочисленные внешние и внутренние карманы полезны.
Специальные
Соревнования
Для соревнований важен минимальный вес снаряжения. Все направлено на его снижение. Ряд фирм производит специальные модели, рассчитанные на приключенческие гонки, соревнования по ски-альпинизму и тому подобные испытания. В России наиболее известна продукция Salomon, реже встречается Silva и Dynastar.
В таких рюкзаках экономят на всем, часто их делают из прочной капроновой сетки, зато добавляют специальные крепления для фляжки на лямки, часто вдоль спины располагают "кэмэлбэг" - емкость-термос для жидкости, с эластичной трубкой, выведенной наружу, чтобы можно было пить на ходу.
Лыжи/сноуборд
Для экстремальных спусков с горных вершин, фрирайда, внетрассового катания шьют специальные рюкзаки. Они имеют много общего с соревновательными моделями, но вес уже не играет такой решающей роли. Часто присутствует вышеописанный кэмэлбэг для горячего питья.
Основное отличие - крепление для переноски лыж или сноуборда. Требования понятны - крепление должно быть простым и надежным, при ходьбе лыжи и доска не должны доставлять никаких неудобств.
В продвинутых моделях встречаются еще некоторые особенности. Например, налобный ремень, позволяющий при спуске более тонко чувствовать центр тяжести рюкзака - чтобы минимизировать опрокидывающий момент. При прыжках и резких поворотах поведение рюкзака отрабатывается шеей. Впрочем, этот специфический навык требует определенной тренировки. Другая техническая особенность - поясной ремень и лямки делают составной частью альпинистской страховочной системы. Пряжку на пояс ставят особо прочную, выдерживающую нагрузку более 2 тонн. Это позволяет вытащить человека из ледниковой трещины за сблокированные лямки и поясник, работать с веревкой на восхождении, не задумываясь о необходимости одеть обвязку - она и так уже на лыжнике (ради "политкорректности" обязательно добавлю - бордере).
Баулы
Баул - это большой (да что там - просто огромный) прочный мешок с лямками и многочисленными ручками. Баул - атрибут альпинистской экспедиции. Я бы разделил все баулы на те, у которых молния сбоку (вообще говоря, это просто большая сумка, наподобие спортивной, но с лямками), и те, что представляют собой и вовсе обычный мешок с затягивающимся верхом и теми же простыми лямками.
В чем же сермяга, спросите вы? Баулы первого типа используются при транспортировке экспедиционного груза, например в поезде, самолете или на вьючных животных. Очень часто на них ставят крупную прочную молнию с натуральным навесным замком. Предполагается, что это позволит оградить груз от излишне любопытных носильщиков - просто так внутрь уже не залезть, а резать баулы и откровенно что-то воровать у носильщиков не принято.
Баулы второго типа - для стенных альпинистских восхождений. Они шьются из очень прочной, непромокаемой, износостойкой ткани. Ткань дублируется прочной стропой, образующей силовой каркас. Все стропы сходятся на грузовой петле, за которую баул тянут вверх в поднебесье. Лямки нужны на подходах к стене от базового лагеря или на простых участках маршрута, когда тянуть мешок волоком по разрушенным пологим скалам гораздо тяжелее, чем пронести его на плечах.
Упаковки для сплава
Это весьма специфическая для российского рынка продукция, поскольку разборные суда и необходимость их переноски почти не встречаются больше нигде в мире. Рюкзаки-упаковки производят изготовители самих плавсредств, например, фирма Тритон. Это весьма объемные (более 140 литров) рюкзаки упрощенной конструкции. Особенность - широкий вход сбоку, позволяющий удобнее укладывать сложенную лодку или катамаран. Для длительной переноски по пересеченной местности упаковки не очень удобны из-за примитивной подвесной системы, и на протяженной пешей заброске чаще пользуются большими экспедиционными рюкзаками.
Встречается еще один вариант - отдельная система пояс+лямки для переноски полиэтиленового каяка. На каяке система крепится стропами, каяк несут вертикально, что конечно не очень удобно, даже если это короткая родео-модель длиной 2,5 метра. Но все-таки такой способ дает возможность совершать автономные переходы с реки на реку. Вещи укладывают в кокпит каяка, вес получается приличный. Подвесные системы для переноски каяков производят западные фирмы, специализирующиеся на аксессуарах для экстремального сплава.
Драйбэги
Драйбэг - в переводе на русский - это непромокаемый рюкзак. Сей специфический продукт находит применение в водном туризме при сплаве на рафтах или катамаранах, - средствах сплава, позволяющих размещать объемный груз. Фактически, это большая гермоупаковка с лямками.
Применяются драйбэги и в таком экзотическом виде спорта как каньонинг - прохождение речных каньонов пешком и самосплавом в гидрокостюме, с использованием альпинистской техники. Рюкзак-драйбэг должен быть абсолютно непромокаемым (шьется из плотной ткани с ПВХ-покрытием), стойким к истиранию. Лямки в таких рюкзаках не пришивают, а приклеивают, чтобы не нарушить герметичность. Верх мешка закручивают несколько раз и фиксируют пряжкой - как и в обычных гермоупаковках для сплава по бурной воде.
Рюкзаки для автостопа
Ребятами из Петербургской Лиги автостопа около 20 лет назад был разработан специальный рюкзак для поездок автостопом. Он отличается необычной формой - это подобие блина, молния по кругу, лямки крепятся на репшнуре, пущенном по периметру рюкзака. Размеры рассчитаны таким образом, чтобы в машине можно было убрать рюкзак под ноги. Объем небольшой - не больше 40 литров, но больше автостопщикам обычно и не требуется. Снаружи нашиты светоотражающие ленты, ночью хорошо заметные в свете фар.
Велосипедные
Велорюкзаки бывают двух видов - заплечные для коротких поездок и малых грузов, и рюкзаки-"штаны" для перевозки на багажнике велосипеда.
Заплечные велорюкзаки имеют следующие особенности конструкции: улучшенную вентиляцию спины (проблема актуальна, поскольку велосипедист едет в стойке с согнутой спиной, и рюкзак сильно к ней прижат), из специального кармана вынимается непромокаемая накидка, закрывающая мешок от дождя и грязи, часто встраивают кэмэлбэг, ременные крепления или большой карман из сетки для шлема. Велорюкзак должен быть обязательно обильно снабжен светоотражающей лентой для езды в темное время суток.
Но возить на спине больше нескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяют специальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, их так и называют - "велоштаны". Объем - от 60 до 80-90 литров. Эти рюкзаки бывают однообъемные или многосекционные. Первые вмещают больше вещей и применяются для более длительных поездок, вторые - позволяют более эффективно подобрать нужный объем для конкретной поездки (в коротких выездах можно использовать только боковые емкости, оставив верхний клапан дома).
Велосипедные рюкзаки должны быть прочными, желательно непромокаемыми, с возможностью крепления дополнительного груза снаружи. Обязательны светоотражающие элементы, поскольку большой рюкзак закрывает подседельную мигалку, и ее не видно водителям попутных машин. Немаловажная деталь - наличие или отсутствие лямок для переноски велорюкзака на спине. Для больших и сложных походов лямки просто необходимы, поскольку в тех местах, где приходится идти пешком, на переправах через реки, подъемах на трудные перевалы рюкзак перекочевывает на спину путешественника. Лямками снабжают однообъемные велорюкзаки, а многосекционные обычно лямок не имеют, поскольку рассчитаны на более "цивильное" использование, да и вес предполагается меньший.
Автор: Константин Бекетов